28 нояб. 2012 г.

Что такое «стоп» экспозиции в фотографии?

Экспозиция контролируется скоростью затвора, диаметром диафрагмы и светочувствительностью (ISO). Стопы же позволяют напрямую, а главное удобно изменять и сравнивать эти параметры для получения нужной вам картинки.

В фотографии «стоп» это самый недопонятый термин, пугающий не только новичков, но и даже бывалых фотографов из-за своей якобы сложности. Однако, на самом деле все очень просто: стоп – это увеличение либо уменьшение количества входящего света при съёмке в 2 раза.

Например, вы услышали, как кто-то сказал, что он собирается увеличить экспозицию на 1 стоп, а это означает, что он собирается «захватить» в 2 раза больше света по сравнению с предыдущей фотографией.

Что такое стоп в фотографии?
Стоп — это величина экспозиции, связанная с ее удваиванием либо делением на 2. Фото Хамед Сабер.

Количество захваченного света при съемке известно как экспозиция. И она зависит от трех вещей: скорости затвора (выдержки), диафрагмы и светочувствительности (ISO) фотоаппарата. Так как это абсолютно разные компоненты камеры со своими собственными единицами измерений, то стопы как раз и придумали для того, чтобы их было удобно сравнивать. 


Стопы и скорость затвора (выдержка)
Скорость затвора обозначает длину времени, при которой затвор фотообъектива остается открытым во время снимка. Чем дольше затвор остается открытым, тем больше света он впускает, и тем больше будет значение общей экспозиции. Увеличение или уменьшение скорости затвора в 2 раза изменит значение экспозиции на один стоп.
Стопы и скорость затвора (выдержка)
Чем медленнее скорость затвора, тем больше впускаемого света. (Справа) Чем быстрее, тем меньше. (Слева)

Например, изменение выдержки с 1/100 секунды на 1/200 повлечет за собой уменьшение количества впускаемого света в 2 раза, а это означает, что значение экспозиции уменьшится на 1 стоп. Аналогично, переход с 1/60 на 1/30 увеличит количество света в два раза, что повлечет за собой изменение уровня экспозиции на 1 стоп. 
Большинство камер позволяют увеличивать скорость затвора только на 1\3 стопа за один раз, поэтому понадобится увеличить ее три раза, чтобы достичь увеличения или уменьшения в один стоп.

Стопы и ISO

Светочувствительность камеры или, другими словами, ISO означает, насколько чувствителен сенсор камеры к свету. Больше чувствительность – светлее снимок, а это позволяет снимать в темных помещениях без вспышки. Однако, чем больше ISO, тем зернистее получится снимок, что влияет на качество фотографии. 

Стопы и светочувствительность (ISO)
Отношение ISO к стопу.

Отношение между светочувствительностью и стопами такое же, что и у скорости затвора. А значит, увеличивая или уменьшая светочувствительность сенсора в два раза, мы добьемся изменения экспозиции на 1 стоп.

Например, изменив ISO 100 на ISO 200, мы увеличим светочувствительность сенсора в 2 раза, что повлечет за собой увеличение экспозиции на один стоп. Изменение с ISO 800 до ISO 400 уменьшит уровень экспозиции на 1 стоп.

Стопы и диафрагма

Диафрагма измеряется единицей f/число. Меньшее число, больший диаметр диафрагмы. И, наоборот, чем больше число, тем меньше диаметр. 

Стопы и диафрагма
Стопы по отношению к диафрагме.

Из-за того, что диафрагма измеряется не совсем привычным способом, то здесь стоп не эквивалентен удваиванию или делению на два. Он равен умножению или делению на корень из двух, а именно 1,41. Например, изменение диафрагмы с f/2.8 на f/4 и будет уменьшением экспозиции на 1 стоп, так как 4 – 2.8 * 1.41. Если же вы поменяете апертуру с f/16 на f/11, то это увеличит уровень экспозиции на стоп, потому что 11 = 16 / 1.41.

Так же как и с выдержкой, большинство камер позволяют контролировать диафрагму только на 1\3 стопа.

Закон сохранения экспозиции

Главная особенность стопов заключается в том, что они дают возможность напрямую сравнивать скорость затвора, диаметр апертуры и светочувствительность. Это означает, что вы можете с легкостью менять эти три компонента, оставляя значение экспозиции на одном уровне. Уменьшили апертуру на 1 стоп, но увеличили светочувствительность: -1 стоп + 1 стоп = 0. Вы изменили параметры, но общая экспозиция осталась такой же. Давайте разберем на примере.

Допустим, вы фотографируете сцену используя выдержку 1/60 секунды, диафрагму f8 и ISO 200. Но после просмотра фотографии вы замечаете, что главный объект снимка вышел немного размазанным, хотя значение экспозиции самое оптимальное. Поэтому вы решаете уменьшить выдержку до 1/120 секунды.

Это изменение на 1 стоп повлечет за собой изменения в значении экспозиции, и следующая фотография выйдет темнее, потому что изменив скорость затвора, вы захватили в 2 раза меньше света. Чтобы исправить это вы должны добавить 1 стоп.

Вы можете открыть шире дифрагму, тем самым впуская больше света и возвращаясь к прежнему уровню экспозиции. Либо вы можете удвоить ISO с 200 на 400, что опять же повлечет за собой увеличение на 1 стоп.

Как видите, стоп это очень удобная вещь, позволяющая корректировать фотографии без потери прежнего уровня светочувствительности. 

Каждый стоп влечет за собой свои последствия

Однако при экспериментировании с тремя компонентами экспозиции не стоит забывать, что если значение экспозиции и остается на одном уровне, то фотография будет немного меняться. Ведь стопы придуманы как раз для того, чтобы корректировать фотографию без потери экспозиции. Но при неправильном использовании вы можете не только не улучшить снимок, но и ухудшить его.

Выдержка: если вы поставите скорость слишком медленной, то ваши фотографии могут быть размазанными как от движений камеры, так и движений объекта.

Диафрагма: чем больше диафрагма, тем меньше будет глубина резкости снимка. А значит, если вы выставите слишком большую диафрагму, то скорее всего не сможете удержать все в фокусе. С другой стороны, меньшая глубина резкости позволит изолировать объект, а зачастую это и есть то, что нужно. Если так, то вам нужно перестать использовать узкий диаметр диафрагмы.

Светочувствительность (ISO): чем больше вы увеличиваете ISO, тем больше создаете цифрового шума. А из-за этого ваши снимки могут получиться зернистыми и потерять резкость.

В общем, это что-то вроде закона сохранения в фотографии, некий баланс этих трех компонентов. Увеличили там, придется уменьшить тут. Именно для облегчения этой задачи и были придуманы стопы, так что жаль, что многие так боятся вдаваться в подробности теории.


Источник: http://decolour.ru/Photography/2011/12/17/chto-takoe-stop-ekspozicii-v-fotografii.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий